Онкопсихологи: как они помогают пациентам с онкологией вернуться к полноценной жизни


image

26.07.2024 5272

Им ежедневно удается убеждать людей, у которых диагностировали онкологию, что болезнь — не приговор, лечение необходимо и результативно, а жизнь будет продолжаться. Даже если нельзя изменить ситуацию прямо сейчас, можно посмотреть на нее с другого ракурса. Такой важной работой занимаются сотрудники Московской службы онкопсихологов. За год ее существования они успели провести 10 тысяч консультаций с пациентами и их родственниками.

Пилотный проект психологической службы для больных с онкологией Правительство Москвы организовало в 2022 году в трех столичных центрах амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Он оказался настолько востребованным, что в 2023-м специалистов сервиса направили во все ЦАОП города. Обычно после того как у человека диагностируют злокачественное новообразование, он испытывает отчаяние, тревогу или, напротив, впадает в ступор и замыкается в себе. Несмотря на возможности современной медицины, раннюю диагностику, высокотехнологичные операции, новые препараты и примеры продолжительной ремиссии, есть пациенты, которые сомневаются в том, что смогут преодолеть недуг. При этом обсуждать болезнь с их родными и друзьями, как правило, не получается: они тоже включены в ситуацию, пребывают в шоке, из-за чего не всегда способны оказать моральную поддержку.

Онкопсихологи даже выделяют особое переживание, которое называют канцерофобией — боязнью рака. Не говорить, не думать, не притягивать — примерно так можно описать позицию людей, подверженных этому страху. «Онкозаболевание не имеет равных по силе воздействия на психику человека. Это одновременно и кризис, и экстремальная ситуация. Психологи много работают с последствиями психотравм, кризисами, но онкологическое заболевание — это кризис, который длится неопределенное количество времени. Пока идет лечение, пациент может нуждаться в помощи психолога. В нашей службе трудятся клинические и онкопсихологи, глубоко погруженные в тему онкологии, в медицинскую специфику, ведь важно объяснить человеку понятными словами, какие процедуры ему назначил врач, что будет происходить на каждом этапе лечения. У нас 17 таких специалистов, включая меня», — говорит супервизор и руководитель Московской службы онкопсихологов Юлия Кулакова.

По словам специалистов Московской службы онкопсихологов, клиенты, у которых диагностировали рак, а также их родственники чаще всего обращаются с такими запросами: «Не знаю, как жить дальше», «Боюсь операции или химиотерапии», «Мне никто не поможет». На этом этапе важно помочь им принять новое состояние и не стыдиться возникших эмоций: они нормальны и естественны. «Очень часто пациенты поддаются суеверию, мистическому настроению — считают, что болезнь послана им в наказание. У них обостряется чувство вины, и поэтому они могут отказаться от лечения. Наша задача — развенчать этот миф, доказать, что вмешательство врачей необходимо, и шансы выздороветь есть. Заболевание вполне можно вписать в нормальную жизнь. Классические методы психотерапии здесь не всегда подходят. Иногда эффективна просто беседа, информирование», — объясняет Юлия Кулакова.

Онкопсихологи предпочитают метод когнитивно-поведенческой терапии: задают клиенту вопросы, отвечая на которые он осознает, какая негативная мысль скрывается за эмоцией, меняет ее на позитивную, и после этого наступает облегчение. При сильном страхе помогает экспозиция: человека в трансе погружают в пугающую ситуацию, как пример — предстоящая операция. Больному позволяют пережить событие в воображении, и тогда напряжение спадает. Еще одна техника принятия диагноза — валидация. Онкобольного просят сначала побороть переживание, такое задание энергетически затратное и вызывает дискомфорт. Затем ему предлагают раствориться в своей эмоции, что создает впечатление полного подчинения и потери себя. После того как человек испытал негативные ощущения, ему советуют понаблюдать за эмоцией со стороны, будто на экране, не мешая и не поддаваясь происходящему. Как правило, в результате пациент приходит к выводу, что последний вариант — оптимальный.

Московская служба онкопсихологов заработала в семи центрах амбулаторной онкологической помощи.

Источник : Ссылка

   

Новости медицины