Специалисты анализировали риторические средства, которые пациенты используют в общении с врачами, что позволяет лучше понять их эмоциональное состояние и восприятие болезни.
По словам заведующей кафедрой филологических дисциплин университета Раисы Хвощ, традиционно считалось, что врач является главным коммуникатором в медицинском общении. Однако такой подход не соответствует принципам пациентоориентированной медицины. Речь пациентов редко исследуется, поскольку она часто бывает экспрессивной и эмоционально окрашенной, что в медицине обычно не приветствуется.
Для исправления этого заблуждения исследователи выделили в речи пациентов различные средства выражения эмоций на фонетическом, морфемном, лексическом и грамматическом уровнях. В качестве материала были использованы реальные и смоделированные ситуации общения, а также публикации в СМИ и статьи по медицине.
Филологи отмечают, что метафорическое описание ощущений позволяет пациентам донести до врача информацию не только о характере боли, но и о ее интенсивности. Например, межреберная невралгия может быть описана как «стрелы прямо пронизывают». В общении с врачом пациенты часто прибегают к использованию стертых метафор, метафорических переносов и олицетворений, что свидетельствует о сложности описания боли и креативности мышления.
Кроме того, пациенты используют лексику, связанную с различными подсистемами восприятия, например, вкусовыми и осязательными, что также подчеркивает их стремление передать информацию о состоянии здоровья.
Поделиться публикацией
В Тюменском государственном медуниверситете выяснили, что речь больных может говорить об их состоянии, а также об их отношении к проблемам здоровья. https://www.pharmacist.ru/index.php?id=75447